Тарифное самоуправство. Что помешает Зеленскому снизить цены на тепло и горячую воду

Тарифное самоуправство. Что помешает Зеленскому снизить цены на тепло и горячую воду



В свою очередь замглавы Офиса президента Юлия Ковалив напомнила, что “у нас есть нормальный регулятор” (имеется в виду НКРЭКУ,), и пересчет тарифов входит в компетенцию этого органа. Правда, Ковалив отметила, что в Нацкомиссии еще никто не видел содержания предлагаемого президенту законопроекта, и лично она сомневается, что он приведен к снижению тарифов. Гончарук возразил, что снижение тарифов было предвыборным обещанием Зеленского, поэтому именно президент должен подать в Раду соответствующий законопроект.

“Мы все посчитали, и считаем, что это реально приведет к снижению тарифов”, – сказал премьер.

При этому он уточнил, что поскольку в тарифе на отопление около 80% занимает стоимость газа, то тарифы могут быть снижены на 10-15%, или на 80-130 грн уже этой зимой.

Ковалив предложила еще во всем разобраться, а потом уже прийти к президенту с решением. Но Зеленский, слегка постучав по столу рукой, потребовал: “В декабре люди должны получить платежки, и там должно быть снижение”.

Примечательно, что свои заверения снизить тарифы Зеленский и министры трактуют вольно: цены сравниваются не с летом, когда было дано обещание, а с аналогичным периодом прошлого года. Это дает возможность Гончаруку даже заявлять, что благодаря работе правительства тарифы на газ удалось уменьшить, хотя если подумать – за него всю работу сделал рынок: в этом году газовые котировки на европейских хабах падали в разы.

Законом по ценам

Даже если посмотреть этот ролик, понять, какой именно механизм в “коротком” законопроекте предлагает правительство Гончарука задействовать для снижения тарифов, нельзя. Вероятнее всего, речь идет о законе “О жилищно-коммунальных услугах”, который был принят еще в ноябре 2017 г., но в полном объеме стал действовать с 1 мая 2019 г. Этот документ меняет принципы отношений в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, вносит изменения в организацию предоставления услуг, подходы в начисление платы за них. Простыми словами, разграничиваются полномочия органов власти, согласно которым установление тарифов на коммунальные услуги отводится местному самоуправлению.

Читайте также:  ВС: Если судья не согласен с решением ВККС, может обжаловать его в суде

Сложная игра на понижение

Позднее Офис президента распространил видео, на котором Зеленский пообещал снизить тарифы на тепло почти наполовину, но – следующей зимой. “Это будет действительно отдельная программа. Готовим этапы, что будет сделано, какие средства будут выделены. Это точно будет не за ваши деньги”, – пообещал Зеленский украинцам.

Однако на данный момент попытки президента добиться снижения тарифов на услуги по поставкам тепла уже по итогам декабря выглядят маловероятными.

Председатель комитета по вопросам ЖКУ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при Киевгорадминистрации Олег Попенко пояснил, что лишь 5-10% компаний, поставляющих тепло в дома украинцев, согласовывают тарифы на эти услуги в НКРЭКУ. Все остальные компании – поставщики тепла утверждают тарифы в органах местного самоуправления, и правительство не имеет прямого рычага воздействия на эти компании, которые находятся или в коммунальной, или в частной собственности.

На сайте НКРЭКУ есть список из 26 компаний в 21 городе, которым комиссия уже установила тариф на отопление. Как правило, это одна-две компании на областной центр или крупный город. Например, НКРЭКУ установило для теплокоммунэнерго в Винницкий области тариф только для коммунального предприятия Винницкого горсовета “Вінницяміськтеплоенерго”, в Донецкой – для ООО “Краматорськтеплоенерго”, в Киевской – для коммунальных предприятий “Броваритепловодоенергія” и “Білоцерківтепломережа”.

А сейчас компании, согласовывающие тарифы с местными властями, сами решают, что именно заложить в тариф на услуги: кто-то – повышенную амортизацию, кто-то – более высокую инвестиционную составляющую, и достоверность этих трат НКРЭКУ не проверяет, они легализуется местными властями. “Поэтому заявления участников совещания, что у них есть НКРЭКУ и они смогут все решить – нонсенс. Механизмов в краткосрочном периоде у них нет”, – считает Попенко.

Читайте также:  "Код. Вознаграждение": Анна Богинская презентовала книгу. Самые яркие цитаты

Эксперт отметил, что власти могут попытаться снизить тарифы на тепло и горячую воду, задействовав для этого дешевый газ, накопленный в хранилищах на эту зиму, и отвязав цену на этот газ от текущей рыночной цены.

Кстати, исходя из структуры стоимости указанных коммунальных услуг, чтобы отопление и горячая вода для населения снизились в цене на 10-15%, как говорил на совещании у Зеленского премьер-министр, газ должен подешеветь на 15-20%…

При этом нужно, чтобы тарифы на услуги котельных, которые будут использовать этот дешевый газ, устанавливали не местные власти, а НКРЭКУ. Однако насколько возможно это сделать в разгар отопительного сезона – непонятно.

Кроме того, для самого понижения тарифов на голубое топливо нужно заручиться согласием НАК “Нафтогаз Украины”, которая является распорядителем накопленного на зиму газа, – именно эта компания тратила летом ресурс на закупку газа, и пока неизвестно, готова ли она отдать его по дешевке.

Есть еще один немаловажный аспект проблемы касается состояния предприятий теплоэнерго. А как пояснил Олег Попенко, многие теплоэнерго в регионах находятся в техническом состоянии, близком к катастрофе, и местные власти не могут решить проблемы устаревших ТЭЦ и магистралей только за счет тарифа. Если правительство Гончарука решится забрать у местных органов власти право устанавливать тарифы на тепло в их городах, оно будет вынуждено взять на себя ответственность и за финансовое и техническое состояние этих компаний. А также за то, будут ли они готовы работать в следующем отопительном сезоне, когда платежи за отопление украинцам обещано снизить вдвое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 11 =

наверх